Кейс Донкерс.

О том, как быть архитектором
и любить свой город
Самым сильным и запоминающимся впечатлением о поездке на Голландскую неделю дизайна стала, без сомнения, встреча с Кейсом Донкерсом — архитектором, активистом, преподавателем, главным урбанистом города, да и что уж скрывать-то, главным человеком современного Эйндховена.
Фото: Забуранный Сергей
Кейс Донкерс рассказал нам свою историю, а также историю его любимого города, провел экскурсию и показал нам все секреты этого удивительного градостроительного пространства, и будет неправильно, если мы не поделимся этими знаниями с тобой.

Внимание! После прочтения этой статьи ты моментально захочешь не только поехать в Эйндховен, но и сделать что-то значимое и важное для своего родного города. И это правильные желания!
Кто такой Кейс Донкерс?
Семья Кейса переехала в Эйндховен, когда ему было 6 лет. Здесь он выучился и получил архитектурное образование в области дизайна городской среды. После окончания учебы работал в Роттердаме, затем в Хелмонде, продолжая жить в Эйндховене и ежедневно ездить на работу на поезде.
Кейс Донкерс обожает свой город и гордиться тем, что носит гордое звание «эйндховенец».
И голландец многое сделал для него! Именно он помог городу пережить кризис 1990-х годов и преобразоваться в важнейший дизайнерский и научный центр.

Более того, именно он стал одним из основателей выставки Dutch Design Week, куда сейчас съезжаются ценители дизайна со всего мира.
Фото: Забуранный Сергей
С чего все началось?
Отправной точкой для деятельности Кейса стал проект «Белая деревня» (White Village) — жилой коттеджный комплекс в Эйндховене, где он купил себе дом.

Комплекс состоит из белых домов, построенных в 30-е годы в модернистском стиле архитектором Виллем Дюдоком.

Донкерс принадлежал ко второму поколению, жившему здесь, а потому к моменту его переезда здания уже нуждались в ремонте.
Памятный постер в честь сбора 100 подписей и создания фонда в White Village
Особенность комплекса в том, что все дома в нем полностью белые (отсюда и название). Владельцы домов делали ремонт самостоятельно, как это обычно происходит и у нас с вами, и в результате получилось, что все дома оказались выкрашенными в 10 разных оттенков белого цвета. Кейс решил, что с этим надо что-то делать иначе проект потеряет свой архитектурный облик.

Он предложил объединиться для осуществления ремонта общими усилиями и организовать фонд. Это стало первым шагом для жителей района, после чего в 1989 году они сумели получить субсидии от городской администрации.
В чем суть преобразования Эйндховена?
Все мы хорошо знаем, что Эйндховен, будучи типичным промышленным городом, оказался на грани вымирания после того, как в 1990-х годах завод Philips перенес свое производство в Китай, а административный корпус — в Амстердам.

Кейсу Донкерсу удалось наладить взаимосвязь между горожанами, профессионалами и муниципалитетом, что и позволило сделать «полную перезагрузку» Эйндховена и дать старт его новой жизни.
Фото: Kevin Faingnaert
Был разработан масштабный генеральный план города.

Была реализована ревитализация промышленных пространств, в частности масштабный заводской район Philips под названием «Strijp area» превратился в жилье и офисные пространства, а также галереи, рестораны и отели.
Полностью была переделана городская инфраструктура, ведь, как и в любом промышленном городе, здесь были в основном автомобильные дороги, а также большая магистраль, проходившая сквозь центр города.

Теперь в Эйндховене появилась система велосипедных дорожек, пешеходные зоны, система площадей и парков.
Фото: Забуранный Сергей
Центральная часть города была усовершенствована и модернизирована: появились новые площади, парки, система освещения, новое покрытие дорог. Многие из проектов были созданы при участии Кейса.
Помимо фонда (аналогом стал фонд, организованный Кейсом для «Белой Деревни») Донкерс организовывал вечер дебат в здании городского театра, куда приходили все — строительные компании, политики, профессионалы и молодежь. Здесь обсуждались новые проекты, предложения и будущее города в целом.

Важным для города стал проект ревитализации лампового завода Philips под названием «de Witte Dame» (Белая Дама). Сейчас здесь находится муниципальная библиотека, Академия дизайна Эйндховена и торговые площади.
Рядом с этим зданием были реализованы «джентльмены» (как их называет сам Кейс) – современные жилые дома. Также была создана визуальная и пешеходная ось, объединяющая между собой центр города и стадион Philips.
Фото: diede rendirrix
Планы на будущее у города довольно-таки большие – Эйндховен развивается.

Не так давно построено еще одно «высотное» здание The Student Hotel (высота 80 метров), а в будущем в этом районе планируется строительство еще нескольких доминант.
С 2010 года городские власти прекратили финансирование фонда, однако Кейс продолжил работу самостоятельно.

Еще в 2003 году он основал свою студию City as a LAB («Город как лаборатория»).

Сегодня он ведет активную деятельность во благо города, а также делится своим опытом с другими, помогая им развивать города со схожими проблемами.
По мнению Кейса Донкерса, все это помогло превратить Эйндховен из гадкого утенка в настоящую архитектурную жемчужину Голландии.
Это история о том, как некогда некрасивый город сумели превратить в комфортное пространство и новый экономический центр страны.

Это история о том, как город в один миг полностью изменился, используя умных и высококвалифицированных специалистов, оставшихся без работы.

Сегодня здесь находится множество офисов в сфере технологий, научные центры, а также дизайнерские мастерские.

Сегодня город остается привлекательным для выпускников. Здесь также действует коворкинг White Mountain («Белая гора»), где молодежь может без труда начать свой творческий путь.
Фото: Peter Veldkamp
Что послужило началом для Dutch Design Week?
С 1998 года Голландская Неделя дизайна проходит не в Амстердаме, а в Эйндховене, что дало возможность ежегодно приковывать взгляд мировой общественности к городу.
Фото: DDW
В 2005 году Кейс Донкерс обратил внимание на то, что многие талантливые выпускники Академии дизайна не остаются в Эйндховене, а стремятся уехать в Амстердам или Роттердам. Он озаботился этим и как раз в это время познакомился с женщиной, выкупившей старую церковь с целью снести ее и построить на этом месте общежитие.

Он уговорил ее не сносить здание, а устроить в нем жилье/мастерскую для четырех талантливых выпускников. Мы их так и назвали – «Четыре апостола».

Во время Недели дизайна в 2006 году был создан их первый проект «Тайная вечеря». Ребята и их друзья (всего 12 человек) объединились и представили свои проекты в разных областях: промышленный дизайн, фотография, fashion, food design.
Проект «Тайная вечеря» 2006 года
Наш ответ/продолжение проекта «Тайная вечеря» 2017 года
Другие интересные проекты Кейса Донкерса
Программа «60+/30-»

Этот проект посвящен взаимодействию поколений. Ее «прообразом» стал традиционный образ, когда бабушки/дедушки присматривают за внуками в то время, как их дети зарабатывают на их содержание.

Кейс решил перевести ее на современный язык. Это коммуникативный процесс, где важнейшую роль играет общественное пространство. Здесь молодежь и пожилые люди могут общаться и заботиться друг о друге. Первые могут поделиться энергией и своими знаниями технологий. Вторые – опытом и помощью.

На Неделе дизайна 2017 совместно со студией MVRDV попытался реализовать идею построения нового социума на основе проекта «60+/30-». Инсталляция в центре города показывает как в будущем может быть реализована эта идея.
К примеру, Кейс и еще несколько человек могут выкупить здание старой школы и переоборудовать его в новый тип жилья, где модульная система позволит с легкостью менять его в любой момент.

Если в семье есть дети – им нужно больше места, однако когда дети вырастают и начинают жить отдельно, родителям не нужно столько пространства. Они могут отдать часть своего жилья, к примеру, молодому студенту, которому негде жить. Опять-таки речь о взаимодействии, заботе и помощи друг другу.

Возможно, идея довольно утопична, но и для построения социума нужен не один год.

В целом, все идеи и проекты Кейса Донкерса направлены на то, чтобы делать город, в котором ты живешь лучше. Не нужно быть безразличным к месту, в котором ты находишься, стоит быть упорным и терпеливым, чтобы добиться намеченных целей.

Мы от всей души благодарим непревзойдённого Кейса Донкерса за выделенное время, подробный рассказ его истории и энергию, которую не всегда найдешь и у молодежи.

We wholeheartedly thank unsurpassed Cees Donkers for the time available, detailed story about his history and energy which is not always can be found even among young people.
Автор: Забуранная Светлана
Читай больше крутых текстов на портале The Architect
А еще рекомендуем тебе наши лучшие материалы!
Made on
Tilda